?

Log in

No account? Create an account
О Золотом сечении и пропорциях в архитектуре. - Kir's journal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Яндекс.Метрика

October 28th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
09:43 pm - О Золотом сечении и пропорциях в архитектуре.

Когда говорят о Золотом сечении, очень часто ему приписывают всякие необъяснимо-чудодейственные свойства, но очень редко уточняют, какие. На занятиях по композиции, когда преподаватели упоминали о Золотом сечении, но более ничего конкретного не говорили, я решил разобраться, что же это такое. С интернетом тогда было туговато, поэтому попутно пришлось научиться пользоваться библиотекой.

Итак, "Золотым сечением" называется пропорция (отношение одной величины к другой) при которой малая часть отрезка относится к большой так же, как и большая к целому. Иными словами:

23.25 КБ

a/b = (a+b)/a

Чтобы получить численное значение этого соотношения, примем длину отрезка за единицу (чего-нибудь там)
80.79 КБ
Собственно само Золотое сечение: a/b = 1,6180339..

Короче говоря, это простая школьная задачка, и не более того.
Конечно же, у него есть некоторые замечательные свойства. Например, соотношение соседних чисел в ряду Фибоначчи будут тем ближе к Золотому сечению, чем дальше в этом ряду они будут находится. Или тот, факт, что Золотое сечение можно выразить через косинус угла в 36 градусов. Или возможность построения спирали волюты в Золотом прямоугольнике. Но тут нет никаких фундаментальных совпадений, это просто разные следствия того, как сформулирована задача.



Самая первая и банальная мысль, которая приходит в голову, после получения чисел a и b – это построить прямоугольник с такими сторонами. Неясно почему в чьём-то сознании он внезапно становится неким эталоном пропорциональности. Хотя теперь он идеален и даже лечит рак прямой кишки. В самом прямоугольнике не появилось ничего мистического и примечательного, кроме геометрических построений разной ценности, которые в нём можно провести, собственно, как и во многих других фигурах. Несостоятельным оказалось и утверждение, что Золотые пропорции прямоугольника делают его наиболее гармоничным для глаза. Исследования, которые проводились во времена войн за пропорции фотографии и экранов (ну вы помните все эти 2:3, 3:4, 9:16) показали что большинство людей считает Золотой прямоугольник неприятно вытянутым (в сравнении с другими, естественно).



Поэтому все разговоры об идеальных пропорциях, волшебных свойствах и природной фундаментальности Золотого сечения, это пиздёж и чистой воды непонимание темы. Ноги растут из того, что многие архитекторы (а тем более художники) не в ладах с математикой (Я, кстати, не говорю, что для архитектора это плохо. На проекты архитекторов-математиков зачастую вообще смотреть больно) и дорисовывают красивому словосочетанию всякие божественные и непонятные свойства.

Не имея понятного для себя объяснения природы явления, с которым он контактирует, человек попадает в зону дискомфорта и естественным образом стремится её покинуть. Делает он это в меру своих возможностей и способностей и не всегда при этом руководствуется здравым смыслом. Да, были времена, когда наука была в зачаточном состоянии и объяснить гром и молнию кроме как разборками разгневанных богов было крайне мудрено. Транслировалось известное на неизвестное. Причём, чем более понятна и привычна модель (что-нибудь бытовое,  например), тем вероятнее, что она ляжет в основу домысливаемой легенды. К сожалению, пирамида Лебедева будет работать всегда и везде, и поэтому даже сейчас, тыкая в айпады пальчиками можно слышать бред про молекулярную память воды или байки о ГМО. Про РПЦ вообще молчу.


А теперь о пользе Золотого сечения. Дело в том, что при разглядывании композиции, глаз, а точнее мозг, выискивает закономерности построений. И когда он с этим справляется просто и быстро, начинает скучать. Именно поэтому модульность в композициях (особенно фронтальных) так опасна. Прямоугольники со сторонами 1:2 или 1:4 кажутся нам такими дубовыми и примитивными, и напротив иррациональность пропорций часто выглядит гораздо более изящно. Поэтому то, что открывается нашему пониманию не сразу, гораздо больше привлекает нас, нежели то, что ясно с первого взгляда или непонятно вообще.


Current Location: 152 RUS
Tags:

(28 comments Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:hattabcheg
Date:October 28th, 2011 06:32 pm (UTC)
(Link)
ЙОБАНЕ ПОРЫВАТЕЛЬ ЛЕНТЫ!!!!
[User Picture]
From:dmitriy_sivak
Date:October 28th, 2011 10:22 pm (UTC)
(Link)
ты такой умный
[User Picture]
From:2optik
Date:October 28th, 2011 10:54 pm (UTC)
(Link)
у меня перед глазами твой пример, мон шер.
[User Picture]
From:vcheese
Date:October 28th, 2011 11:54 pm (UTC)
(Link)
Согласен на счёт злоупотреблений. Хочется добавить, что использование золотого сечения ведёт к появлению размеров, некратных десятичной системе измерений, поэтому лично я пользуюсь так называемым египетским треугольником со сторонами 3 × 4, что находится близко к золотому. При проектировании в единой модульной системе, эти пропорции более практичные.
[User Picture]
From:2optik
Date:November 30th, 2011 12:36 pm (UTC)
(Link)
Но тогда уж лучше использовать тругольник 3 к 5. Ещё ближе к Золотому сечению.
Первый раз вижу, чтобы египетский треугольник использовали не для построения прямого угла)
[User Picture]
From:shorokhov
Date:November 30th, 2011 11:44 am (UTC)
(Link)
У тебя на схемах циркульные дуги проведены против направления эвакуации.
[User Picture]
From:2optik
Date:November 30th, 2011 12:32 pm (UTC)
(Link)
а это вид снизу
[User Picture]
From:shorokhov
Date:December 1st, 2011 01:32 am (UTC)
(Link)
И какое же значение REI у стеклянного пола, позволившего посмотреть снизу?
[User Picture]
From:2optik
Date:December 1st, 2011 11:03 am (UTC)
(Link)
всё-таки ты – наркоман
[User Picture]
From:shorokhov
Date:December 1st, 2011 06:37 pm (UTC)
(Link)
"Курю" СНиПы, с них и не такие приходы бывают :)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:ar_chitect
Date:March 1st, 2012 08:28 pm (UTC)
(Link)
Новое поколение наросло. С матюками на золотое сечение.
Свежо.
Продолжайте, будем следить за вашими успехами.
[User Picture]
From:my_inside_out
Date:March 1st, 2012 08:36 pm (UTC)
(Link)
дык это ж античность! греки!
у них математика и считалась красотой.
симметрия, части и логичность - вот красота!
вспомнить тех же Венеру или Аполлона - они же все простроенны и все соотношения высот взаимосвязаны!
1 к 2 было бы слишком просто )))
[User Picture]
From:zaboris
Date:March 1st, 2012 09:43 pm (UTC)
(Link)
Хороший текст. Очень даже

И рисуночки стильные.
Мне привычнее всего построение ЗС в пятиугольнике.
Была одна заказчица - хотела чтобы все помещения в доме были по пропорциям ЗС.
А так очень редко в работе приходиться его вспоминать (всегда все на глаз)))
[User Picture]
From:2optik
Date:March 1st, 2012 10:39 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
На глаз я всегда воспроизводил ЗС, мысленно сравнивая его с папироской Беломора.
[User Picture]
From:_skin_head_
Date:March 1st, 2012 10:42 pm (UTC)
(Link)
сам выдвинул бредовую теорию, сам её и опроверг.

молодец.

ещё на мудака лебедева сослался - весьма характеризует.
[User Picture]
From:victorya_violet
Date:March 2nd, 2012 01:25 pm (UTC)
(Link)
поддерживаю
но лебедев молодец все же
[User Picture]
From:_skin_head_
Date:March 2nd, 2012 03:36 pm (UTC)
(Link)
почему молодец?
[User Picture]
From:victorya_violet
Date:March 2nd, 2012 03:37 pm (UTC)
(Link)
потому что он делает красивые вещи
[User Picture]
From:_skin_head_
Date:March 2nd, 2012 03:37 pm (UTC)
(Link)
Да ладно

Покажите хоть одну
[User Picture]
From:victorya_violet
Date:March 2nd, 2012 03:59 pm (UTC)
(Link)
зайдите на любой сайт сделанный в его студии
[User Picture]
From:_skin_head_
Date:March 2nd, 2012 04:00 pm (UTC)
(Link)
Красивые сайты?

Ну давайте ссылку хотя бы на один
[User Picture]
From:victorya_violet
Date:March 2nd, 2012 04:06 pm (UTC)
(Link)
http://www.artlebedev.ru/everything/
наслаждайтесь))
[User Picture]
From:_skin_head_
Date:March 2nd, 2012 07:29 pm (UTC)
(Link)
Не увидел ничего "красивого", как вы выразились.

Сайты как сайты.
[User Picture]
From:2optik
Date:March 2nd, 2012 04:03 pm (UTC)
(Link)
перестаньте так яростно дрочить на Лебедева у меня в журнале.
У вас есть свой собственный.
[User Picture]
From:victorya_violet
Date:March 2nd, 2012 04:08 pm (UTC)
(Link)
никто и не дрочит
[User Picture]
From:timshapkin
Date:March 13th, 2017 08:22 pm (UTC)
(Link)
Больше вcего меня напрягает, когда "золотым cечением" оперируют в трехмерном мире, то еcть в мире архитектуры. Никто никогда не увидит фаcад Парфенона в анфаc.
То что вcе это надувательcтво, многим архитекторам было яcно c cамого начала. Но! Нельзя же так выдавать cекреты в публичное проcтранcтво! Cловоcочетание "золотое cечение" магичеcким образом дейcтвует на любого заказчика, а поcле твоего поcта не будет.

> Go to Top
LiveJournal.com