Кир (2optik) wrote,
Кир
2optik

Categories:

О Золотом сечении и пропорциях в архитектуре.

Когда говорят о Золотом сечении, очень часто ему приписывают всякие необъяснимо-чудодейственные свойства, но очень редко уточняют, какие. На занятиях по композиции, когда преподаватели упоминали о Золотом сечении, но более ничего конкретного не говорили, я решил разобраться, что же это такое. С интернетом тогда было туговато, поэтому попутно пришлось научиться пользоваться библиотекой.

Итак, "Золотым сечением" называется пропорция (отношение одной величины к другой) при которой малая часть отрезка относится к большой так же, как и большая к целому. Иными словами:

23.25 КБ

a/b = (a+b)/a

Чтобы получить численное значение этого соотношения, примем длину отрезка за единицу (чего-нибудь там)
80.79 КБ
Собственно само Золотое сечение: a/b = 1,6180339..

Короче говоря, это простая школьная задачка, и не более того.
Конечно же, у него есть некоторые замечательные свойства. Например, соотношение соседних чисел в ряду Фибоначчи будут тем ближе к Золотому сечению, чем дальше в этом ряду они будут находится. Или тот, факт, что Золотое сечение можно выразить через косинус угла в 36 градусов. Или возможность построения спирали волюты в Золотом прямоугольнике. Но тут нет никаких фундаментальных совпадений, это просто разные следствия того, как сформулирована задача.



Самая первая и банальная мысль, которая приходит в голову, после получения чисел a и b – это построить прямоугольник с такими сторонами. Неясно почему в чьём-то сознании он внезапно становится неким эталоном пропорциональности. Хотя теперь он идеален и даже лечит рак прямой кишки. В самом прямоугольнике не появилось ничего мистического и примечательного, кроме геометрических построений разной ценности, которые в нём можно провести, собственно, как и во многих других фигурах. Несостоятельным оказалось и утверждение, что Золотые пропорции прямоугольника делают его наиболее гармоничным для глаза. Исследования, которые проводились во времена войн за пропорции фотографии и экранов (ну вы помните все эти 2:3, 3:4, 9:16) показали что большинство людей считает Золотой прямоугольник неприятно вытянутым (в сравнении с другими, естественно).



Поэтому все разговоры об идеальных пропорциях, волшебных свойствах и природной фундаментальности Золотого сечения, это пиздёж и чистой воды непонимание темы. Ноги растут из того, что многие архитекторы (а тем более художники) не в ладах с математикой (Я, кстати, не говорю, что для архитектора это плохо. На проекты архитекторов-математиков зачастую вообще смотреть больно) и дорисовывают красивому словосочетанию всякие божественные и непонятные свойства.

Не имея понятного для себя объяснения природы явления, с которым он контактирует, человек попадает в зону дискомфорта и естественным образом стремится её покинуть. Делает он это в меру своих возможностей и способностей и не всегда при этом руководствуется здравым смыслом. Да, были времена, когда наука была в зачаточном состоянии и объяснить гром и молнию кроме как разборками разгневанных богов было крайне мудрено. Транслировалось известное на неизвестное. Причём, чем более понятна и привычна модель (что-нибудь бытовое,  например), тем вероятнее, что она ляжет в основу домысливаемой легенды. К сожалению, пирамида Лебедева будет работать всегда и везде, и поэтому даже сейчас, тыкая в айпады пальчиками можно слышать бред про молекулярную память воды или байки о ГМО. Про РПЦ вообще молчу.


А теперь о пользе Золотого сечения. Дело в том, что при разглядывании композиции, глаз, а точнее мозг, выискивает закономерности построений. И когда он с этим справляется просто и быстро, начинает скучать. Именно поэтому модульность в композициях (особенно фронтальных) так опасна. Прямоугольники со сторонами 1:2 или 1:4 кажутся нам такими дубовыми и примитивными, и напротив иррациональность пропорций часто выглядит гораздо более изящно. Поэтому то, что открывается нашему пониманию не сразу, гораздо больше привлекает нас, нежели то, что ясно с первого взгляда или непонятно вообще.

Tags: apx
Subscribe

  • Architectural studio "Dutch"

    Вот знаете, что я больше всего люблю в работе архитектора? Утром ты едешь на стройку, где тебя ждёт куча вопросов: "Докуда окно ложить?", "А…

  • (no subject)

    Знаете, вместо поста про архитектуру, формлайнеры и новые проекты я напишу про злободневное. Я заезжал сегодня на площадь перед ТЮЗом, где, как из…

  • (no subject)

    Прошлую неделю я провёл на яхте в открытом море без мобильника и интернета. Нырял по три-четыре раза в день. Погружался на 42 метра – щенячий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Architectural studio "Dutch"

    Вот знаете, что я больше всего люблю в работе архитектора? Утром ты едешь на стройку, где тебя ждёт куча вопросов: "Докуда окно ложить?", "А…

  • (no subject)

    Знаете, вместо поста про архитектуру, формлайнеры и новые проекты я напишу про злободневное. Я заезжал сегодня на площадь перед ТЮЗом, где, как из…

  • (no subject)

    Прошлую неделю я провёл на яхте в открытом море без мобильника и интернета. Нырял по три-четыре раза в день. Погружался на 42 метра – щенячий…